Функциональная грамотность

Время, в которое мы живем сейчас, когда-нибудь назовут периодом глобальной цивилизационной трансформации. Задача школы и семьи помочь новым поколениям быть готовыми жить в новом мире. Сегодня растет спрос на труд, требующий владения универсальными компетентностями, или «навыками XXI века». Особую важность приобретают глобальные компетенции, ценятся личностные качества, такие как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.  Человек будущего должен обладать новой грамотностью. К списку таких «новых грамотностей» относятся финансовая, медицинская, цифровая, правовая, экологическая и другие. В общем, их можно назвать функциональной грамотностью.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях, «повседневная мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональную грамотность проверяют через формат международного исследования PISA.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность - Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность​ - ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

Математическая грамотность - Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Финансовая грамотность​ - ​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление - ​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​.

«Дорожная карта» по формированию функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ №19» на 2022 – 2023 годы (смотреть)

 

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 №03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности (смотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (смотреть)

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (смотреть)

Методические рекомендации для детей и родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке»

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Уроки формирования функциональной грамотности